Госзакупки в Невском и Фрунзенском районах оказались в руках Серова
Санкт-Петербург, 25 июля - DIXINEWS.
На минувшей неделе стали известны окончательные итоги тендеров на организацию питания в детских садах Невского района в 2022-2023 годах. Почти все из них сохранил за собой комбинат «ТЗБ», несколько лет подряд обслуживавший все местные дошкольные учреждения. Но в этом году часть контрактов получили другие предприятия. «ТЗБ Петроградская», ранее получившая все контракты на организацию питания в детских садах Фрунзенского района. А также «Артис-детское питание», крупнейший комбинат соцпитания в городе.
Роковая ошибка в документации
При этом в ходе торгов в Невском районе три компании не пересекались и не претендовали на тендеры друг друга. Что для «ТЗБ» и «ТЗБ Петроградская» предсказуемо, ведь оба предприятия принадлежат родственникам, в случае их совместного участия в торгах ФАС могла начать дело о нарушении антимонопольного законодательства. Основным совладельцем «ТЗБ» является Вера Лобанова, она же уже почти 20 лет является его бессменным директором. А комбинат «ТЗБ Петроградская», находившийся на грани банкротства, в ноябре 2017 года приобрёл Евгений Лобанов, сын Веры Лобановой.
Присутствие на одном рынке двух компаний, принадлежащей одной семье по сути никаких норм и законов не нарушает. Куда интереснее, что на высоко конкурентном петербургском рынке соцпита у «ТЗБ» и «ТЗБ Петроградская» не оказывалось соперников. Все аукционы были признаны несостоявшимися, так как каждый раз госкомиссия Администрации Невского района признавала соответствующей требованиями только одну заявку. Это же происходило в тендерах с участием «Артис-детское питание».
Каждый раз компании «Вента», «Горсоцторг», «КСП Красносельского района» и «Мастерфуд» снимались комиссией с торгов ещё до начала конкурсных этапов по одной и той же причине – несоответствие требованиям конкурсной документации. Несоответствием являлись мелкие неточности в оформлении. Например, при описании качеств «Хлеба ржано-пшеничного обогащенного микронутриентами» один из участников указал «отклонения по массовой доле сахара 1 %», в то время как комиссия хотела видеть описание этого показателя в виде «отклонения по массовой доле сахара должны быть от -1 до +1 %».
Очевидно, что в обоих случаях речь идёт об идентичном показателе, записанном двумя различными способами. Причём от способа записи смысл не изменяется. Ещё в 2020 году сразу в нескольких районах города по подобной причине различные комбинаты снимались с торгов. Ещё тогда ФАС решила, что подобная «ошибка» не является нарушением и основанием для снятия с торгов. В этот раз рассмотрение жалоб антимонопольщиками зашло ещё дальше. Оказалось, что конкурсная документация для тендеров и вовсе была составлена с нарушением закона. В неё оказались включены товары из двух различных нормативных документов, что запрещено.
«Пунктом 3 Приказом Минфина России №126н установлено, что для целей применения приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них. Согласно сведениям конкурсной документации, частью объекта закупки являются товары, которые отсутствуют в перечне Положения № 1 к Приказу Минфина России №126н. В то же время, согласно сведениям, конкурсной документации объектом закупки являются, в том числе, товары, которые включены в перечень Положения № 1 к Приказу Минфина России №126н. Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в один лот товары, указанные в Приложении № 1 к Приказу Минфина России №126н и не указанные в нем, выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 54.3, ч. 4. ст. 14 Закона о контрактной системе», - указано в решении ФАС.
Тем не менее, ФАС не стала отменять итоги, по край ней мере на сегодняшний день, а все снятые с торгов компании остались ни с чем. Но самое интересное в сложившейся ситуации то, что на торгах с участием «Артис-детское питание», комиссией с них снимался комбинат «ТЗБ». Причём из-за единственной «ошибки» в заявке. При описании характеристик соков «ТЗБ» указала «качество измельчения гомогенизированных соков и нектаров с мякотью: количество частиц мякоти размером более 150 мкм не должно превышать 30%», в то время как конкурсная документация запрещает использовать в данном случае слово «более». Иначе как чудом сложно назвать совпадение, что при оформлении двух десятков заявок под идентичные требования «ТЗБ» дважды допустила одну и ту же ошибку и именно в тех случаях, когда на торги заявлялся и «Артис-детское питание».
Закупки под контролем команды Серова
Учитывая такое количество сомнительных моментов на торгах за контракты Невского района, напрашивается вывод о возможной заинтересованности местной госкомиссии в распределении контрактов на общую сумму свыше 2 миллиардов рублей миллионов рублей именно между компаниями «ТЗБ», «ТЗБ Петроградская» и «Артис – детское питание». В пользу этой версии есть весьма весомые аргументы.
СМИ неоднократно обращали внимание читателей на ещё одно «случайное совпадение», коими окутана вся деятельность этих комбинатов. Экономический скачок в развитии «ТЗБ» пришёлся на 2014-2017 годы, в этот период компания начала массово получать контракты на питание с детскими садами Невского района и увеличила свой годовой оборот вдвое – с 300 до 600 миллионов рублей. В этот же период главой района являлся Константин Серов – с 2013 по 2017 годы. Это действительно можно было бы списать на совпадение, вот только в 2019 году Серов был назначен главой Фрунзенского района, и там массово контракты на питание начала получать «ТЗБ Петроградская», увеличившая свой годовой оборот с 36 миллионов рублей до 1,6 миллиарда.
Очевидно, что в одиночку даже глава района не смог бы влиять на результаты торгов. Но, проанализировав перемены в штате администраций Невского и Фрунзенского районов можно заметить, что на ключевых для госзакупок постах разместил хорошо знакомых ему людей.
Так, главой отдела закупок Фрунзенского района на сегодняшний день является Галина Бородина, на этой должности она с 2019 года. А в период с 2013 по 2018 годы она возглавляла отдел закупок Невского района. То есть вся её карьера за последние 8 лет прямо связана с Серовым.
Первым заместителем главы Фрунзенского района, отвечающим за закупки, с 2019 года является Юлия Фролова. А с 2013 по 2018 годы она возглавляла юридический отдел Невского района. Вновь очевидный член команды Серова.
Как видно, за госзакупки Фрунзенского района отвечают чиновники, начавшие работать с Серовым ещё в Невском районе и ушедшие вслед за ним. При этом в Администрации Невского района ключевые закупочные посты также остались за командой главы Фрунзенского района.
Так, главой Администрации Невского района после Серова стал его первый заместитель Алексей Гульчук. Двух чиновников связывают не только профессиональные отношения, Гульчук является родственником жены Серова.
Заместителем Гульчука, отвечающим за закупки, является Алексей Фощан. На эту должность в 2014 году его поставил Серов. Непосредственно отдел закупок Администрации Невского района в настоящее время является Светлана Зай. На эту должность она была назначена после того, как бывший глава отдела Галина Бородина ушла в Администрацию Фрунзенского района. При этом Зай пять лет была подчинённой Бородиной, и, следовательно, Серова.
Таким образом, у Константина Серова действительно есть все необходимые связи с ответственными за госконтракты чиновниками во Фрунзенском и Невском районах. А значит «ТЗБ» и «ТЗБ Петроградская» действительно могли массово получать госконтракты не случайно.
Иллюзия конкуренции
Но остаётся открытым вопрос о неожиданном дроблении рынка дошкольного питания в Невском районе. До текущего года разграничения влияния семейного бизнеса Лобановых было весьма простым – «ТЗБ» работает в Невском районе, а «ТЗБ Петроградская» во Фрунзенском. Но именно эта чёткость и привлекла внимание СМИ к деятельности комбинатов.
Вероятно, компании намерены избавиться от столь чётких границ и придать им более естественный вид – часть детских садов обслуживает одно предприятие, а оставшиеся достались второму. Появление «Артис-детское питание» вероятно, должно было разбавить районный рынок, создав иллюзию конкурентной борьбы. В пользу номинального участия «Артис-детское питание» в торгах говорит тот факт, что крупнейший комбинат города подал заявки только на два самых дешёвых тендера из полусотни. Если среднестатистическая стоимость лотов составляла 39,8 млн рублей, то «Артис-детское питание» получил только лоты на 35 млн и 22 млн рублей.
На подозрительные отношения «Артис-детское питание» и «ТЗБ Петроградская» пресса обращала внимание и ранее. В 2020 году на торгах в Кировском и Красносельском районах комбинаты пересеклись на торгах. Тогда комиссии под различными предлогами массово отклоняли заявки «Артис-детское питание», а победы доставались «ТЗБ Петроградская». «Артис-детское питание» оспорили в суде действия комиссий и успешно выиграли четыре дела, после чего комбинат неожиданно отозвал более 20 аналогичных потенциально выигрышных исков. Мотивы этого действия озвучены не были, не исключено, что между комбинатами были достигнуты некие договорённости, возможно противоправные, ведь «Артис-детское питание» уже неоднократно были уличены ФАС в картельных сговорах.
Описанные процессы дают весомые основания полагать, что «ТЗБ» и «ТЗБ Петроградская» могут получать госконтракты при покровительстве со стороны чиновников из команды Серова, которые расставлены по ключевым постам в Невском и Фрунзенском районах. Отсутствие реальной конкуренции со стороны других крупных комбинатов города может говорить о том, что все участники рынка уже давно осведомлены о разграничении зон влияния, в связи с чем они не предпринимают попыток побороться за эти районы.