Против ФГОС Ольги Васильевой выступила литературный эксперт Наталья Солженицына
Москва, 31 марта - DIXINEWS.
Российский общественный деятель, литературный эксперт рабочей группы при Минобрнауки по предмету «Литература» Наталья Солженицына, выразила своё мнение по вопросу новых стандартов ФГОС начальной и средней школы.
Сайт издания «MK.ru» опубликовал полное мнение эксперта. Наталья Солженицына, более известная как редактор-составитель выходящего с 2007 года 30-томного собрания сочинений Александра Солженицына, входит в рабочую группу экспертов при Министерстве образования и науки по вопросу стандартов начальной и средней школы, как литературный эксперт.
«С огорчением я узнала, что важный вопрос – как преподавать литературу в школе, чтобы школьники наши читали, что включать, что не включать, какова степень свободы учителя, чем может помочь государство – обернулся чудовищным скандалом, с обвинениями в адрес прекрасных предметников, любимых учениками. Ведь вопрос касается любого родителя, а речь идёт о произведениях авторов для обязательного чтения учениками всей нашей страны» - пишет Наталья Солженицына.
Напомним, что список обязательной литературы великой классики был принят и утвержден Министерством образования ещё в 2016 году. Он долго обсуждался учителями, методистами, родителями, однако Министерство планировало уточнить, как и чем измерять полученные знания, после чего была собрана рабочая группа для разработки предложений.
«Я работала с группой экспертов по предмету «Литература», мы трудились тщательно, детально и ответственно, с осени 2016 до лета 2017, и не могли предполагать, что дело обернется именно так» - уточняет Наталья Солженицына. Как утверждает литературный эксперт, рабочая группа направила в Минобрнауки свои предложения, а буквально через несколько месяцев на официальном сайте ведомства увидели совершенно другой документ. Многие из экспертов сначала решили снять свои подписи под рабочим проектом, но решили сначала разобраться в ситуации.
«В июле прошлого года я, вместе с другими экспертами - учителем Евгенией Абелюк и литератором Александром Архангельским, встретилась с уважаемым министром и ее сотрудниками. Казалось, в чем-то было достигнуто согласие, - продолжает Наталья Солженицына. - Нас тревожило, что ходили слухи о готовящемся документе, в котором все произведения будут жестко закреплены за определенными классами. На встрече мы несколько раз, в разных формах, задали министру О.Ю. Васильевой вопрос: действительно ли такой документ готовится? Министр твердо сказала, что ничего подобного быть не может».
Однако, такой документ действительно появился, и к тому же может стать обязательным приложением к стандарту. Проблема кроется в подходе изучения материалов литературы, утверждают эксперты. Дети, переезжая из региона в регион, должны изучать тот же самый материал.
«Новый документ перегружает школьников нереалистично большим обязательным списком и лишает их возможности вдумчивого чтения и глубокого освоения. Превращая образовательное пространство в поле формального знания. Такой подход лишает интересов учителя и ученика, но что вполне устраивает контролеров и чиновников. Но вернет ли такой подход наших детей к чтению? Боюсь, наоборот.
Вывод мой прост: то, что документ отправлен на доработку – хорошо. Давайте обдумаем ситуацию, найдем правильные решения. Классическому литературному наследию в школе нет никакой угрозы, но угроза есть для встречи школьника и книги. Исходить нужно из этого» - заключает литературный эксперт.