Заслуженный артист России (бас), лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Государственного академического Большого театра, Московского государственного театра «Геликон – Опера», Парижской национальной оперы, Казанского театра оперы и балета и других театров родился 22 апреля 1967 года в Сибири, в городе Тогучин.
Затем в сопровождении своего немногочисленного семейства я отправилась на его концерт, который проходил 17 мая в Чайковском музыкальном училище. И на протяжении всего вечера я тщетно силилась понять, какие мотивы в наше время движут довольно молодым человеком, с такой неподражаемой страстью исполняющим русские романсы и народные песни? В конце концов, решилась на интервью.
Вначале разговор был обычным для журналистской практики, но постепенно он обрел оттенок особой доверительности и откровений. Я поняла, что это человек, который искренне переживает за нашу страну, глубоко ее любит и своим творчеством пытается сохранить традиции русского певческого искусства. В настоящее время в Санкт-Петербурге он открыл свой театр – театр русского романса «Ложа Муз», в которым является художественным руководителем. И при этом продолжает активно ездить на гастроли
– Почему город Чайковский?
– А почему бы и нет? Классическая музыка действительно пользуется большим вниманием у публики города Чайковского. Мы убедились в этом на наших концертах. И мне очень приятно, что Чайковский может вполне конкурировать с такими замечательными филармониями, как, например, Екатеринбургская. У нас в стране сегодня глубокий кризис, и экономический, и духовный. Причем экономический является, скорее, не причиной, а следствием духовного кризиса, который, я считаю, достиг своего максимума. И, слава богу, что руководство управления культуры Чайковского района устраивает такие концерты, где мы можем поделиться со зрителем своим творчеством, своими духовными переживаниями на сцене. Большое спасибо Галине Новиковой за профессиональное понимание. Этот человек всей своей душой болеет за то дело, которое делает. Таких людей, к сожалению, в России немного.
– Вы упомянули о духовных переживаниях?
– Если тебе нечего сказать зрителю – ты не имеешь права выходить на сцену. Человек, выходя на сцену, волей-неволей становится проповедником, сродни политику в какой-то степени. Или священнику. Или может быть, даже больше, чем священник. Потому что через голос, через инструмент музыкант передает то, что его на самом деле беспокоит, то о чем болит его душа. Вот моя душа болит о том, что в России сегодня действительно глубочайший духовный кризис. Родители отказываются от детей. Мы вчера разговаривали в вашей городской больнице. Почти каждую неделю кто-нибудь отказывается от ребенка. Это здесь, в городе Чайковском! И так по всей России. И это заставляет ужаснуться. А то, что радует мою душу, когда я выхожу на сцену, – это зрители. Публика, которую я очень люблю и ради которой, наверное, и существую.
– Часто ли Вы бываете в Парижской национальной опере? И насколько часто Вы вообще бываете в поездках за рубежом?
– Постоянно. Я гастролирую по всей Европе. Последнее мое выступление в Европе состоялось 24 февраля этого года. Это был Лондон, где я выступал с лондонским филармоническим оркестром. За пультом был мой друг и прекрасный режиссер Владимир Юровский. Вместе с замечательными певцами Лиферкусом, Алексашкиным, Петренко я исполнял одну из партий в опере Шостаковича «Игроки».
– Где Вам приятнее выступать: в России или за границей?
– За рубежом всем нравится выступать. Я вообще шучу иногда, что отдыхаю только на гастролях, и порой это действительно так. Потому что новый театр, который я открыл, требует таких колоссальных усилий, что на гастролях просто отрываешься от привычных дел. Ну а комфортнее, наверное, здесь, в России, потому что я здесь живу. Иногда думаю, а может быть, действительно надо было еще в консерватории воспользоваться моментами, чтобы уехать за границу?
– Русские корни перетянули?
– Да, наверное… Я ведь сибиряк. И вообще, не нужно путать турпоездку с иммиграцией. Туда ездить в гости – это хорошо, а вот жить там… я не знаю. По крайней мере, мои коллеги, друзья, живущие в Европе, они, конечно, не жалуются. Но живя там, люди меняются. Другой язык, другой менталитет, другая культура, и ты становишься частью этой культуры. Приезжая в Европу, я и сам уже на третий-четвертый день начинаю думать, мыслить по-европейски. Хотя люди в Европе более открытые, чем в Москве, например. Они больше как раз напоминают сибиряков и российскую глубинку.
– Трудно оттуда возвращаться?
– После двух-трех месяцев заграничного пребывания возвращение в Шереметьево – это как ушат холодной воды. Сразу понимаешь – прибыл на Родину, когда тебя могут запросто обматерить с порога. Поначалу я очень сильно переживал, потом привык. Мы для европейцев варвары не без основания.
– Вы являетесь замечательным драматическим актером, и об этом говорит одна из песен, которую Вы исполнили сегодня про «пьяную» улицу. Меня Ваша игра очень впечатлила. А что Вам ближе: исполнять оперные арии или драматическая игра? И что послужило толчком для развития Ваших драматических способностей?
– На самом деле, это то, что я называю метафизикой музыки. Музыка сама по себе уже содержит драматургию. И если ты чувствуешь ее, чувствуешь музыкальные переживания, то ты способен их передать. Так получилось, что я работал актером в Московском театре сатиры, в частности, в некогда нашумевшем мюзикле «Черная уздечка – белые кобылицы». Мюзикл – это как раз то, что собирает воедино все резервы, таланты, возможности актера-певца и заставляет его максимально реализоваться. И я очень благодарен Юрию Борисовичу Шерлингу, режиссеру, с которым когда-то работал. На сегодня я уже сам являюсь режиссером и ставлю спектакли, и конечно, его школа мне очень помогает по жизни. Но мое творчество не ограничивалось только музыкой. Это еще и литература, и мои книги, и рассказы, и прочее. Мне нравится писать, и я это с удовольствием делаю. Каждый человек – театр. Наверное, я особым образом вижу мир, так, как это делают художники, например. И считаю, что состоятельный человек не тот, который богат, а тот, который может управлять своими собственными состояниями.
– А кто был Вашим первым учителем?
– Я благодарен своему педагогу Анатолию Галактионовичу Жукову, который, к сожалению, сегодня уже ушел от нас. Это человек уникальный. На протяжении 29 сезонов он был ведущим тенором в Новосибирском театре оперы и балета. И это несмотря на то, что он фронтовик, воевал под Сталинградом во время Великой Отечественной войны, мальчишкой ушел на фронт. Он настоящий герой, таких мало. Мы с ним занимались вокалом на протяжении 8-9 лет в музыкальном училище, где я учился на факультете хорового дирижирования и параллельно осваивал вокал. Даже в армии Анатолий Галактионович навещал меня. Он навсегда останется в моем сердце.
– Какие качества Вы больше всего цените в людях, и какие, наоборот, категорически не приемлете?
– Последнее время мне постоянно приходится идти на какие-то компромиссы, но я категорически не терплю хамства. Совершенно не приемлю. Ни под каким видом, соусом, прикрытием или оправданием. Если человек начинает мне хамить, то я могу его даже ударить, если это мужчина. А если женщина, то просто перестаю с ней общаться. К сожалению, в нашей стране хамство является одним из распространенных способов общения. Даже в общественном транспорте, метро могут толкнуть так, что ты упадешь, через тебя перешагнут, и глазом не моргнут. Вот этого я не приемлю. Именно хамство заставляет людей быть такими жестокосердными. Но пока оно будет царить, наша страна будет переживать кризис за кризисом: духовный, экономический, еще какой-нибудь. А ценю в людях: ум – в мужчинах, красоту – в женщинах. И у тех, и других я ценю преданность и порядочность, стремление быть в ответе за свои слова.
– Что определяет Ваш репертуар, чем Вы руководствуетесь, когда выбираете те или иные произведения для исполнения на своих концертах?
– Только сердцем, интуицией и точным знанием, как это должно быть исполнено. Вот сегодня я исполнял произведения из репертуара Луи Армстронга, Элвиса Пресли. Тоже замечательная музыка. И посмотрите, как на нее реагировали зрители! Это говорит о том, что в России нужна не только русская музыка, но и зарубежная, а люди старшего поколения могут слушать не только романсы и народные песни. Мы видели, что сегодня аудитория очень тепло приняла блок из мировых музыкальных хитов.
– Скажем прямо, это было неожиданно…
– А почему нет? Я люблю удивлять!
– Самое большое достижение в Вашей жизни?
– Две моих дочери – мои самые родные и близкие люди. Старшей 24 года. Сейчас она учится на дизайнера интерьера, в этом году у нее диплом. И Лера – Валерия, ей 4 июня исполнится 7 лет, осенью она пойдет в школу.
– Что Вы запомните, уезжая из Чайковского?
– Знаете, я запомню вот этот момент, связанный с блоком современной музыки мировых хитов. Это для меня тоже был такой, несколько экспериментальный музыкальный момент, и он удался. Значит, я буду расширять свой репертуар в этой области, и возможно, если пригласите, приеду еще раз именно с такой программой современной музыки. А почему бы и нет?
– И традиционное пожелание горожанам? Вообще, как Вам Чайковский, понравился?
– Да, очень понравился! Замечательные люди, открытые, добрые и очень хорошие. А пожелать им хочу, наверное, здоровья и любви, и веры. Веры в бога. И помнить, что у всех у нас, на самом деле, бог один. Он нас любит, и дай бог, нам быть достойными этой любви
– Вы верующий человек?
– Да.
– Как Вы думаете, что спасет Россию?
– Я знаю, что ее разрушит! Разрушит дилетантизм. Дилетанты в любом деле. А еще – нехватка позитивной информации. Сегодня я в гостинице включил телевизор, и по 11 каналам ни одной позитивной передачи или фильма. Убийства, насилие, ужасы… А как жить человеку без надежды и без веры? Ведь людей надо воспитывать не только методом отрицания, а еще и показывать положительные моменты. А что спасет?.. А знаете, спасут люди, как ни странно. Те люди, которые, каждый на своем месте, профессионально, с добром и любовью делают свое дело. Потому что еще Христос сказал: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Надо подумать о себе, о своей душе, потому что душа вечна, а жизнь в этом физическом теле конечна. И об этом надо помнить. Вот сегодня я с Валерием Кучеренко, и в обнимку с роялем, занимался спасением России. Так я считаю.