Огненное проклятие
Слово «пожар» в последнее время не столько страшит нас, сколько вызывает приступ негодования: ну, вот, опять чьи-то халатность и разгильдяйство унесли человеческие жизни! Мы уже практически не удивляемся тому, что горят старики в домах престарелых или молодежь в ночных клубах. У пожаров нет ни возраста, ни социальных ограничений. Они одинаково остро касаются как простых законопослушных горожан, так и чиновников самого высокого ранга. И не спасает от них даже божья милость. Потому что церкви тоже горят…
г.Чайковский, 7 февраля - DIXINEWS.
Именно так ранним утром 16 января и случилось в Свято-Никольском храме, что расположен на Уральской. Подходя в то утро к храму, отец Алексей увидел над куполом вырывающиеся языки пламени, которое с молниеносной быстротой распространялось по всему зданию. На месте уже трудились две пожарные бригады. Они едва справлялись со стихией. Как выяснилось, вызвал пожарных кочегар, работавший при церкви и увидевший огонь в окне, когда проходил утром мимо храма.
Богослужения продолжать!
Отец Алексей предположил, что в церкви не сработала пожарная сигнализация, потому и ущерб зданию нанесен весьма существенный. В результате пожара сильно обгорели и не подлежат восстановлению старинные иконы. На стенах полопалась краска, большая часть помещений закоптилась. Целиком сгорел купол, и на церкви придется устанавливать новую колокольню. Однако чудом уцелел алтарь и, несмотря на большие потери, Епархиальное Управление приняло решение продолжать богослужения в Свято-Никольском храме.
По мнению отца Алексея, строительство храма изначально было выполнено с технологическими нарушениями. Электропроводка скрыта глубоко в стенах, она уже давно устарела и требует срочной замены, отсутствовала изоляция печной трубы. По словам настоятеля, за время его работы в храме (с июня 2009 г. – прим. автора) ни один пожарный инспектор ни разу не проверил состояние электрокоммуникаций.
Более того, три года назад предыдущий настоятель храма, при очередной проверке пожарной инспекцией мест массового скопления людей был оштрафован на 1 тысячу рублей за некоторые нарушения правил пожарной безопасности. Ему предписывалось эти нарушения устранить. Однако впоследствии со стороны инспекторов соответствующего контроля по исполнению предписания не было. То ли в связи с появлением нового федерального закона, регламентирующего периодичность подобных проверок, то ли в связи с получением этой церковью свидетельства о регистрации самостоятельного юридического лица. Так или иначе, но результат остался без контроля.
Почему молчали пожарные инспекторы?
Мы решили провести свое журналистское расследование и установить истинных виновных в этом, слава богу, без жертв, происшествии, как одном из звеньев цепи в череде пожаров в общественных местах, прокатившихся по Пермскому краю.
Как выяснилось из заключения пожарных дознавателей, пожар в церкви произошел из-за перекала печи и, как следствие, возгорания одной из деревянных стен здания. В середине января в городе стояли сильные морозы, и люди обогревались, как могли. Топили печь дровами на совесть. Поэтому печная труба, которая изначально была без изоляции (на это у церкви не хватало средств – прим. автора) и находилась близко от стены, сильно раскалилась, что послужило причиной пожара.
Таким образом, пожарные инспекторы здесь ни при чем. Хотя некоторую сопричастность их к данному происшествию мы все же усмотрели. Как рассказал нам один из представителей Государственного пожарного надзора, пожелавший остаться неизвестным, Свято-Никольский храм имеет Свидетельство о регистрации юридического лица от 2007 года. У каждого такого «лица» есть свой класс функциональной пожарной опасности, согласно которому проверки проводятся в четко установленные сроки. Для церкви это один раз в три года. Поэтому, согласно федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пожарная инспекция в течение 3-х лет не имела права проводить в церкви проверки, а также выписывать предупреждения, составлять протоколы нарушений и налагать штрафы.
Но справедливости ради, стоит отметить, что одна проверка, все же, была. В апреле 2009 года. На основании телефонограммы из Управления Государственного пожарного надзора по Пермскому краю проводилась проверка всех мест общего пользования, где должны были состояться Пасхальные богослужения. Тогда и появились вторично существенные замечания по состоянию пожарной безопасности церкви. Но вот выписать в этот раз предупреждение пожарные инспекторы не могли. Да и некому было. Официально настоятеля Свято-Никольского храма утвердили только в сентябре 2009 года.
Первоначальная версия оказалась несостоятельной
Проверили мы и версию о якобы не сработавшей пожарной сигнализации. Для этого обратились в специальный отряд быстрого реагирования (СОБР), ведь именно он отвечает за охрану церкви. Здесь все оказалось в полном порядке.
Во-первых, как рассказал нам технический директор ООО ЧОП «СОБР-плюс» Алексей Котов, за охрану церкви была назначена символическая плата – 500 руб., а техническое обслуживание пожарной сигнализации вообще осуществлялось СОБРом на безвозмездной основе. Последняя проверка работы охранно-пожарной сигнализации в Свято-Никольском храме проводилась совсем недавно – 13 ноября 2009 года, о чем в карте учета выполненных работ имеется соответствующая подпись настоятеля храма отца Алексея.
Во-вторых, от охраны церковь никто не отключал. В договоре между охранным предприятием и храмом имеется пункт: «По истечении срока действия договора, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую сторону о намерении расторгнуть договор, действие его автоматически продлевается на тот же срок» (Договор №12/08 от 07.07.08). Мы также установили, что ни одна из сторон никаких уведомлений друг другу не посылала. Следовательно, церковь постоянно находилась под неусыпным наблюдением СОБРа. Об этом свидетельствует и контрольный лист приема объектов под охрану, в котором автоматически регистрируются все тревожные сигналы, поступающие на пульт. Так 16 января сигнализация на пульте ООО ЧОП «СОБР-плюс» сработала в 8 часов 10 минут, и уже в 8.11 к месту пожара выехала группа быстрого реагирования. А спустя еще 5-7 минут собровцы были у храма.
Подвиг в мирное время
В одном из подсобных помещений храма находились бытовые газовые баллоны, которые использовались для приготовления пищи. Старший смены группы быстрого реагирования Евгений Мерзляков, рискуя жизнью, вынес один баллон из охваченного огнем помещения. Затем собровцы, опасаясь взрыва, стали выталкивать автомобиль «Москвич» с территории храма.
По итогам случившегося в отряде была проведена служебная проверка и, как сказал Алексей Котов, «ребят не за что наказывать, разве что медаль дать за отвагу на пожаре».
Подведем итоги
Итак, очередное случайное стечение обстоятельств? Возможно. Но случайность – частный случай закономерности. И… нашего равнодушия.
В последнее время Свято-Никольский храм посещали, в основном, бабушки-старушки, и пожертвования уже не могли покрыть расходы храма на газ, водопровод и прочие необходимые нужды. Казалось бы, кого это сейчас волнует. А зря! Ведь хорошо еще, что пожар случился не во время службы, когда в храме могли находиться люди. Купол мог обвалиться, газ взорваться… И слава богу, что этого не произошло! Но чаще бывает по-другому. И тому масса примеров.
Конечно, федеральные законы, даже самые противоречивые, не могут не исполняться, это факт. С другой стороны, равнодушие порождает массу пороков. А ведь в старину сгорающие церкви считались дурной приметой – божьей карой за грехи людские. И нам это определенный намек – пересмотреть кое-что в своей жизни, в организации всего нашего народно-хозяйственного уклада. Ведь церковь хотя и самостоятельное юридическое лицо, это, в первую очередь, общественное место.
P.S. Пока готовился материал к выходу, нашлись и благотворители. Руководство предприятия «Уралоргсинтез» приняло решение оказать финансовую помощь Свято-Никольскому храму по его восстановлению в размере около полумиллиона рублей. А пока эта сумма обсуждается в корпоративном центре «Сибур Холдинга», церкви уже сейчас предоставлены стройматериалы для восстановления поврежденных металлоконструкций. Кроме того, работники предприятия участвовали в разборе сгоревшей колокольни, помогли наладить изоляцию печной трубы и привести ее к нормам пожарной безопасности.
Что ж, мир не без добрых людей. Честь им и хвала! Кто-то скажет: «Может, проще закрыть храм, если он уже не так востребован, как раньше?» Может быть. Однако будем милосердны. И потомки нам скажут спасибо. Потому как восстанавливать храмы после забвения – тяжкий труд. И каково это, мы с вами знаем не понаслышке.
Расчетный счет для перечисления денежных средств на восстановление Свято-Никольского храма (Свято-Никольский приход):
Р/с 40703810049470110008
в Западно-Уральском банке Сбербанка РФ г. Перми,
ОСБ 1675 г. Чайковский
БИК 045773603
Корсчет 30101810900000000603
с указанием, что денежные средства принимаются от предприятия, организации или частного лица.